Государственное учреждение образования «Средняя школа №4 г. Лунинца»
Почва – такая нужная и чистая…
Выполнили:
Кныревич Кристина, Стасюк Анна,
учащиеся ГУО « Средняя школа
№4 г. Лунинца» 8 класса
Руководитель: Новосад Наталья Николаевна,
учитель химии
Брестская область, г. Лунинец, ул. Красная,140
sch4@luninec.edu.by
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………...3
1.Характеристика исследуемых объектов…….………………………….. 5
2.Отбор проб почвенного покрова участков……………………………….5
3.Химический анализ почвы………………………………………………...5
4.Результаты исследований……………………………………………….... 8
Заключение……………………………………………………………………9
Список литературы…………………………………………………………..10
Приложение……………………………………………………………………11
Введение
Наша страна расположена в центре Европы. Занимает территорию 207,6 тыс.кв.км. Беларусь – страна равнинная, но встречаются и возвышенности и низменности с болотами и озерами. В нашей стране много полезных ископаемых – калийная и поваренная соль, строительные пески и камни, сырье для производства извести и цемента, глина для изготовления керамики, пресные и минеральные подземные воды, но одним из главных богатств нашей страны является почва. Вы спросите почему? Беларусь – это страна сельского хозяйства и наш район не исключение…
Территория Лунинецкого района 2708,5 км² (5-е место среди районов), в том числе сельхозугодья занимают 783 км², лесные массивы — 1080 км². Район находится в центре Белорусского Полесья. Земли, в нашем районе, считались одними из самых плодородных, но на протяжении последних лет, к сожалению, происходит потеря плодородия почвы. В этом можно убедиться, сравнив цифры интернет данных последних лет. Так, в 2018 году сельскохозяйственные организации района собрали 51,1 тыс. т зерновых и зернобобовых культур при урожайности 23,9 ц/га. Урожайность зерновых в районе одна из самых низких в Брестской области. Под зерновые культуры в 2018 году было засеяно 21,5 тыс. га пахотных площадей, под кормовые культуры — 24,7 тыс. га. Но не эти показатели являются самыми главными для нашего района, главное – это то, что у нас в городе, практически каждая вторая семья, имеет свой приусадебный или дачный участок. Конечно, использование дачных участков одинаковое, но с каждым годом разнообразие сортов растет, а плодородность почвы снижается
Значит, почва - одно из самых важных богатств, которые мы не просто должны использовать, а использовать правильно, чтобы сохранить её плодородие на многие года, ведь это достояние не одного поколения.
В настоящее время очень остро стоит вопрос плодородия и урожайности почвы. Для того, чтобы улучшить и повысить плодородие и урожайность почвы на различных приусадебных участках, мы задались целью: в ходе научно – исследовательской работы установить, как химический состав почвы окрестностей нашего города влияет на её урожайность и плодородие, а первоначально на всхожесть, и предложить реальные пути повышения плодородия, направленные на борьбу с наиболее значимыми факторами негативного влияния.
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости определения и сравнения почвенного покрова, взятого из различных окрестностей города Лунинца.
Практическая значимость нашей работы в том, что данный материал можно использовать при посадке различных сельскохозяйственных культур на приусадебном участке.
Чтобы решить нашу цель, мы поставили следующие задачи:
1. Изучить различные методические рекомендации для исследования почвенного покрова. Выбрать те из них, которые возможно реализовать в условиях школьной лаборатории.
2. Провести исследования простейшего химического состава почвы окрестностей нашего города.
3. На основе полученных данных и результатов дать общую характеристику состоянию почвы на выбранных нами участках.
4. Исследовать кислотность почвы, как один из факторов, влияющих на прорастание семян фасоли.
5. Предложить способы повышения плодородия почвы на опытных участках, не требующие особых материальных затрат и физических усилий.
Проблема исследования заключается в том, что плодородие почвы снижается, ухудшаются химические показатели почв окрестностей нашего города.
Предмет исследования: химические свойства почвы, особенности их влияния на прорастание семян фасоли.
Объект исследования: почва (водная вытяжка), взятая из разных участков окрестностей нашего города.
Гипотеза: очищение почвенного покрова в черте нашего города.
Методы исследования:
1) Изучение и анализ информации из различных источников.
2) Маршрутный метод.
3) Анализ и обобщение полученных результатов
В природе всё взаимосвязано, только слаженная и правильная работа всех её компонентов, приведёт к нормальным показателям. Показателей много, но каждый их них одинаково важен. Ежедневно нас окружает огромное количество веществ, с которыми необходимо столкнуться нашей иммунной системе, что бы наш организм смог преодолеть все барьеры, оставаясь здоровым и активным, мы должны помнить о трех «чистых» составляющих нашей жизни: воде, воздухе и почве…
Нашей работой, мы хотим показать, что даже начинающий обладатель садового, дачного или приусадебного участка, может сам, простыми и доступными методами, бороться за сохранение и повышение урожайности, и чистоты сельскохозяйственных культур.
- Характеристика исследуемых объектов
В качестве исследуемых объектов мы выбрали три почвенные участка, схожие по своему предназначению. Данные участки находятся в пределах города Лунинца.
1.Опытный участок г. Лунинец, ул. Чапаева,
2. Опытный участок г. Лунинец, Садовое товарищество «Ветеран»,
3. Участок школьного двора, предназначенный для цветочно-декоративных однолетних и многолетних растений.
1.1. Отбор проб почвенного покрова участков
Отбор проводим методом конверта, т.е. в четырех углах квадрата со сторонами 4.5-5 метров намечаем центр и пробы почвы набираем в его середине. Помещаем почву, в отдельные пакеты, которые заранее подготовили и подписали. Почвы были взяты в один день, значит температура у них одинаковая. По 300г.почвы, каждого опытного участка, было выбрано, что бы провести дальнейшие исследования.
Пробы почвенного покрова, необходимые для следующих исследований, были высушены на воздухе и измельчены. Затем были взвешены пустые и сухие химические стаканы, в каждый стакан была помещена просеянная почва, массой 50г, добавлено 100г дистиллированной воды, смесь перемешивалась стеклянной палочкой в течение 8 минут, затем фильтровалась. Далее продолжалась работа уже с водной почвенной вытяжкой.
1.2 Химический анализ почвы
Для химического анализа наших образцов почвы мы будем использовать следующие параметры: оценка кислотности почвы, оценка содержания органических веществ в почве, изучение засоленности почвы. На основании оценки кислотности почвы, доказать: влияет ли кислотность почвы на прорастание семян фасоли?
Опыт 1. Оценка кислотности почвы, данный параметр мы определяем двумя способами:
А) Полученную вытяжку, подвергаем действию индикатора лакмуса, добавив по5 капель в каждый образец, вывод оформим в таблице
№
образца
|
Цвет вытяжки
|
рН
|
1
|
фиолетовая
|
7,0(нейтральная)
|
2
|
Светло-красный
|
5,5(слабокислая)
|
3
|
Светло-синий
|
9,0(щелочная)
|
Б) Опустим край универсальной индикаторной бумажки в каждый из образцов, сделаем вывод, что универсальная индикаторная бумажка окрашивается в цвет среды характерный, по предыдущей оценке, состоянию её кислотности.
Опыт 2. Оценка содержания органических веществ, проводилась нами двумя методами:
А) Каждый из образцов мы взвесили на электронных весах, по 3г. каждого. Затем прокалили образцы на огне до полного сгорания всех органических веществ (оценку делая на основании цвета и запаха) образцов. Остудили почву, взвесили. Получили следующие данные (расчет мы вели по формуле: (mисх.-mкон.)*100%:mисх.= ?%
Результаты исследования внесли в таблицу «Массовая доля органических веществ в образцах»
образца
|
Исходный вес
|
Конечный вес
|
% содержание органических веществ
|
1
|
5,00г
|
3,19г
|
36,20
|
2
|
5,00г
|
3,29г
|
34,20№
|
3
|
5,00г
|
3,25г
|
35,00
|
Б) В химические стаканы поместили образцы почв высотой 3 см. Залили их водой, и довели уровень воды в стаканах до 9 см. Данные смеси взболтали, перемешивали непрерывно, в течение 5 минут (для полного смачивания почвы и выхода пузырьков воздуха). Дождались расслоения взвеси, после чего, линейкой измеряли значения высоты слоев почвы, которая осталась внизу и сверху. Расчёт вели по формуле h верхн/ h нижн *100%=? %
Все результаты исследования внесли в таблицу «значения высот слоев почвы»
№ образца
|
Высота верх.
|
Высота нижн.
|
%
|
1
|
0,98
|
3см
|
32,6
|
2
|
0,99
|
3см
|
33
|
3
|
1,04
|
3см
|
34,67
|
Из проведенного этапа нашей работы делаем вывод о том, что почва содержит небольшое количество органических веществ.
Опыт 3.Оценка засоленности почвы
Для определения засоленности почвы мы выбрали три иона солей:
А) Хлорид-ион
Б) Карбонат-ион
В) сульфат-ион
Для каждой пробы провели свои качественные реакции:
А) Добавили раствор нитрата серебра
Б) Добавили концентрированный раствор соляной кислоты
В) Добавили раствор хлорида бария
Результаты нашего исследования оформили в виде таблицы «Содержание ионов солей в образцах почвы»
№ пробы
|
Хлорид - ион
|
Карбонат- ион
|
Сульфат -ион
|
1
|
Помутнение вытяжки почвы
|
Неинтенсивное выделение газа
|
Нет видимых изменений
|
2
|
Нет видимых изменений
|
Единичное выделение пузырьков газа
|
Нет видимых изменений
|
3
|
Нет видимых изменений
|
Интенсивное выделение газа
|
Нет видимых изменений
|
На основании проделанных реакций, можно сделать вывод о том, что в пробе №1 присутствуют хлорид- ионы, все пробы почв содержат разное количество карбонат-ионов, что свидетельствует о различном химическом составе почвы, сульфат-ионы отсутствуют во всех вытяжках.
Опыт 4. Доказать, влияет ли кислотность почвы на прорастание семян.
Для этого мы взяли вытяжки с растворами образцов почв, одинакового объёма и поместили 5 фасолей в каждую, создавая им одинаковые условия.
Первой проросла фасоль в образце 1, затем 2 дня не было видимых изменений, а только на третий день появился росток в образце 3, а последней, почти одновременно с 3 образцом, была фасоль ,проросшая в образце 2, исходя их этих данных можно сделать вывод о том, что фасоль любит нейтральные почвы или слабощелочные.
4. Результаты исследований
На основании проделанной нами исследовательской работы, можно сделать вывод о том, что, несмотря на расположение приусадебных участков (все они принадлежат к одной черте города), химические составляющие почвенного покрова могут различаться.
Главной проблемой 1 участка является наличие в вытяжке хлорид -ионов, несмотря на нейтральную среду раствора, обладателям данного приусадебного участка нужно провести дополнительное обследование почвы, так как избыток хлоридов, негативно влияет на здоровье, что может привезти к развитию различных заболеваний, кроме того, хлориды приводят почву к истощению в результате выщелачивания питательных солей, одновременно происходит заиливание и уплотнение верхнего слоя. Хлориды способствуют заболачиванию почвы.
В образце 2 участка наиболее умеренными оказались почти все показатели химического состава почвы.
И, наконец, образец опытного участка 3, имеет ряд отклонений, по изучаемым нами, химическим показателям. Первой проблемой данной почвы является среда вытяжки раствора - щелочная, второе - повышенное содержание карбонат- ионов, что обуславливает щелочную среду почвенного раствора и снижает её урожайность.
Объединяет их и одна общая проблема – недостаток органических веществ, а это один из главных составляющих, показателя плодородности почвы.
Что касается прорастания семян фасоли, само растение является одним их самых неприхотливых и отлично подходит для выращивания на земельных участках нашего города, о чем свидетельствует появление ростков на всех образцах , но химические составляющие почвы имеют важное значение, поэтому процесс прорастания и развития имеет ряд отличий.
Простые правила повышения урожайности:
1. Для повышения образования в почве гумуса, необходимо постоянно вносить органические остатки, различные органические удобрения.
2. Перед вспахиванием не убирайте сухую и опавшую листву.
3. Вносите в почву любые органические остатки: бумагу, картон, опилки, траву.
4. Вносите древесную золу.
5. Ежегодно чередуйте культуры, выращиваемые на одной грядке, т.е. осуществляйте севооборот.
Мы предлагаем всем обладателям земельных участков выполнять простые и уже давно известные правила, следуя которым, мы сможем сохранить нашу почву, чистой, а значит нужной, не только отдельным деревням, городам, но и всей стране!
Заключение
Исследуя почвы, на основании различных методик изучения почвенного покрова, позволили нам провести и установить химический состав почвы на выбранных нами участках. Мы, работая над данным исследованием, узнали очень многое и интересное, не только в области новых знаний, с точки зрения естественных наук, но и знаний, которые нужны каждому, кто хоть немного связан с выращиванием различных культур. Приятно, что, обладая таким минимумом знаний, мы можем вести диалог со своими бабушками, которые до сих пор считают почву «Кормилицей всего человечества».
Различные методики исследования почв позволили нам провести комплексный анализ химического состава почвы на выбранных нами опытных участках. В результате, мы не только дали общую характеристику состоянию почвы, но и предложили, способы повышения ее плодородия, не требующие особых материальных затрат и физических усилий.
Конечно, мы понимаем, что наша работа в условиях средней общеобразовательной школы не может носить глобальный характер. Но, тем не менее, научно-исследовательская работа, проведенная нами, позволяет надеяться, что ее результаты будут учтены и применены на практике.
Список используемой литературы
- Г.А.Василевич, В.А.Мельник, М.А.Журавков, В.В.Якжик, В.В.Буткевич, Н.Г.Ванина Я – гражданин Республики Беларусь. учеб. изд. Издательство «Пачатковая Школа», 2016 с.38-40
- И. Л. Марголина Комплект для исследования состояния окружающей среды М25: учеб. пособие / И.Л.Марголина. -2-е изд. -М.:ООО « Издательство «ВАРСОН», 2017
- Ю.Г.Орлик Химия после уроков. – Мн.: Народная асвета, 1979
- http://www.ucheba.ru/referats/21390.html
- http://prirodazelitel.ru/category/zemlya
- http://luninets.brest-region.gov.by/index.php
Приложение 1
Приложение 2
Действие индикатора на водные вытяжки почвенного покрова
№
образца
|
Цвет вытяжки
|
рН
|
1
|
фиолетовая
|
7,0(нейтральная)
|
2
|
Светло-красный
|
5,5(слабокислая)
|
3
|
Светло-синий
|
9,0(щелочная)
|
Приложение 3
Таблица «Массовая доля органических веществ в образцах»
№ образца
|
Исходный вес
|
Конечный вес
|
% содержание органических веществ
|
1
|
5,00г
|
3,19г
|
36,20
|
2
|
5,00г
|
3,29г
|
34,20
|
3
|
5,00г
|
3,25г
|
35,00
|
Приложение 4
Таблица «Значения высот слоев почвы»
№ образца
|
Высота верх.
|
Высота нижн.
|
%
|
1
|
0,98
|
3см
|
32,6
|
2
|
0,99
|
3см
|
33
|
3
|
1,04
|
3см
|
34,67
|
Приложение 5
Таблица «Содержание ионов солей в образцах почвы»
№ пробы
|
Хлорид - ион
|
Карбонат- ион
|
Сульфат -ион
|
1
|
Помутнение вытяжки почвы
|
Неинтенсивное выделение газа
|
Нет видимых изменений
|
2
|
Нет видимых изменений
|
Единичное выделение пузырьков газа
|
Нет видимых изменений
|
3
|
Нет видимых изменений
|
Интенсивное выделение газа
|
Нет видимых изменений
|
разгарнуць » / « згарнуць