ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Подготовка учащихся к исследовательской деятельности
(введение в методологию научного исследования)
2. Выбор проблемы
(от общего к частному)
3. Исследование проблемы
(анализ специальной литературы и периодических изданий, социологические
опросы, индивидуальные консультации с ведущими специалистами)
4. Разработка собственного варианта решения проблемы
(составление плана, определение цели и задач работы,
выбор средств и методов исследования)
5. Практическая работа и анализ полученных результатов
(экспедиция и походы, работа в архивах, встречи с непосредственными уча-
стниками изучаемых событий, опытная и экспертная работа и т. д.)
6. Подготовка к защите исследовательской работы
(оформление исследования согласно установленным
требованиям, рецензирование работы)
7. Презентация и защита исследовательской работы
(научный доклад, демонстрация наглядного
материала, ответы на вопросы)
8. Рефлексия
Следуетотметить,чтовместестем,чтоисследовательскаядеятельность учащихся является первой «ступенькой» в науку, она носитне научный, а обучающий характер. Это означает, что главной цельюучебных исследований является развитие личности учащегося, а неполучение объективно нового результата, научного открытия.Соотношениенаучногоиобразовательноговисследовательской деятельности учащихся тесно переплетено и увязано.
Структура исследовательской работы:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) перечень условныхобознаний (при необходимости);
5) основная часть (из глав и параграфов);
6) заключение;
7) список использованных источников;
8) приложения (при необходимости).
Небольшой по объему (2–3 страницы) фрагмент исследовательской работы, где обосновывается выбор темы исследования,ее актуальность и новизна, формулируются цель, задачи, гипотеза, объект ипредмет, указываются методы исследования.
К теме исследовательской работы предъявляется ряд требований:
актуальность
иновизна(соответствиесовременномусостояниюопределенной науки);
(корректностьупотреблениятерминов,понятий,формулировок);
Проблемность(темадолжнаиметьисследовательско-поисковый характер
Цель исследования – основное направление исследовательскойдеятельности, ее планируемый результат.
Задачи–этопоследовательныешаги,которыеобеспечиваютдостижениепоставленнойцели,конкретизируютееиопределяютосновное содержание работы. При определении задач целесообразноиспользоватьглаголы:определить,раскрыть,создать,выявить,разработать, установить, обосновать и др.
Ошибки в формулировании задач:
• задачи формулируются более широко, чем цель;
• задачи формулируются почти так же, как и цель;
• задачи располагаются непоследовательно;
• большое количество задач.
Гипотеза – научное предположение, допущение, истинное значение
которого неопределенно. Возможная формулировка: если допустить,
что…, то можно предположить … . В случае подтверждения гипотеза
становится новым научным знанием, т. е. перерастает в «новизну»
исследования. Если гипотеза не подтвердилась, то она отвергается и
строится новая гипотеза, что отражается в заключении исследовательской
работы.
Объект исследования – процесс или явление, которое создаетпроблемную ситуацию.
Предмет исследования–аспект(сторона)проблемы,приисследовании которого целиком познаѐтся объект, его главные черты.
Под методом исследования в науке понимается способ проведения
исследования для достижения поставленной цели или способ построения и
обоснованиянаучногознания.
Основная частьсостоитизразделов(глав)иподразделов(параграфов), в которых осуществляется теоретический анализ (обзорлитературы по теме и анализ определенных научных явлений в аспектепроблемы исследования) и представляются материалы и результатыпрактического исследования.
Каждый раздел (главу) необходимо заканчивать краткими выводами.
Заключение не должно дословно повторять выводы по главам. Взаключении сжато излагается сущность результатов работы, обобщаютсяполученныеданныеввидевыводов,тезизов.Устанавливаетсяподтвержденалигипотеза,отмечаетсястепеньдостиженияцели,обозначаются перспективы дальнейших исследований. Количество исодержание пунктов заключения соотносится с задачами и содержаниемработы.
Список использованных источников оформляется в соответствии с
требованиями Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь и
включает все источники, на которые приводятся ссылки в текстеисследовательской работы (книги, статьи, интернет-источники, архивныематериалы, электронные ресурсы и т. д.).
Требования к оформлению работ исследовательского характераучащихсяОсновные требования к оформлению работ, представленные ниже,предложеныА. М. Волочко[1,с. 222].Данныетребованияносятрекомендательный характер и могут быть изменены организаторамиконкурсов.
Общие требования:
работа исследовательского характера оформляется в формате Word;
формат документа – А4 (ориентация книжная); шрифт – TimesNewRoman,
размер – 14; абзацный отступ – 1,25 см; выравнивание – по ширине;
межстрочный интервал – 1,5; размер полей: верхнего и нижнего – 20 мм,
левого – 30 мм, правого – 10 мм;шрифтчѐрногоцвета,прямой;допускаетсяиспользованиекурсивного,полужирного,курсивногополужирноговыделенияилиподчѐркивания;не допускается перенос слов, установка отступов табуляцией илипробелом;работыисследовательскогохарактерапоучебнымпредметам«Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанскийязык», «Китайский язык» должны быть в обязательном порядке написаныи представлены на соответствующем иностранном языке.
Оформление титульного листа:
название работы располагается по центру, шрифт – полужирный;на следующей строке по правому краю – фамилия, имя, отчествоавтора (-ов), полное название учреждения образования; ниже – фамилия,имя, отчество и должность и место работы научного руководителя.
Работы по иностранным языкам на титульном листе должны быть
набраны на иностранном языке и в переводе на русский язык.
Требования к оформлению других структурных элементов работы:
Каждыйструктурныйэлементисследования(ВВЕДЕНИЕ,СОДЕРЖАНИЕ,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ) должен начинаться с новой страницы;
заголовки структурных элементов располагаются в середине строкибез точки и печатаются прописными буквами;
оглавление – с указанием страниц;текстработывыравниваетсяпоширине,
заголовкиразделов,подразделов и пунктов – с абзацного отступа с прописной буквы без точкив конце, не подчѐркивая;в тексте сноски обозначаются квадратными скобками с указанием вних порядкового номера источника по списку и через запятую – номерстраницы, например: [43, с. 91];нумерация страниц сквозная, при этом на титульном листе исодержании номера страниц не указываются;номера страниц указываются в правом нижнем углу;объем работы – примерно 20 страниц (без приложений);нумерация разделов, подразделов (пунктов), рисунков, таблиц, схемприводится арабскими цифрами без знака №;разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы,обозначаться арабскими цифрами без точки и записываться с абзацногоотступа;подразделы имеют нумерацию в рамках каждого раздела; при этомномер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номераподраздела, разделѐнных точкой, например: «1.2» – второй подразделпервого раздела;в конце номера точка не ставится, например: 2.2 Художественный мирА. Тарковского;
иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, графики, картыи другое) и таблицы следует располагать в работе непосредственно настранице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые;иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные(подрисуночный текст), располагаемые по центру страницы;
Эффективность работы по подготовке учащихся к исследовательской деятельности
Содержание деятельности по интеллектуально-творческомуразвитию учащихся
Организационные условия: создание творческой группы учителей –
руководителей исследовательских работ.
Информационные условия:
1 – создание каталога публикаций по организации исследовательской
деятельности;
2 – создание базы данных одарённых детей и детей, занимающихся
исследовательской работой;
3 – создание базы данных учителей, занимающихся исследовательской
работой;
4 – создание базы данных исследовательских работ учащихся;
5 – ознакомление учителей и учащихся с проводимыми конкурсами
разных уровней, требованиями к написанию исследовательских работ;
6 – проведение родительских собраний, консультаций для родителей;
7 – разработка Положения о творческой группе, памяток по написанию
исследовательской работы.
Методические условия:
1 – диагностика учителей и учащихся, отражающая их отношение к
исследовательской деятельности, технологиям развивающего обучения,
готовности к инновационным процессам;
2 – анализ состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения
использования учителями технологий развивающего обучения;
3 – информирование преподавателей о новых технологиях
развивающего обучения;
4 – ознакомление педагогов с теоретическими основами ис-
следовательского подхода в обучении;
5 – консультации по руководству исследовательской деятельностью
учащихся;
6 – создание методической копилки материалов;
7 – обучение учителей на курсах МГОИРО, на курсах по специфике
работы с одарёнными детьми;
8 – обобщение опыта по применению технологий развивающего
обучения;
9 – разработка системы стимулирования профессионального роста
учителя.
Психологические условия:
1 – диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся,
выявление детей, склонных к исследовательской деятельности;
2 – проведение тренингов со школьниками, которые занимаются
исследовательской работой;
3 – организация коррекционно-развивающих занятий;
4 – консультации для школьников, родителей и учителей;
Педагогические условия:
1 – создание школьного научного общества;
2 ведение теоретической подготовки учащихся на уровне, позволяющем выполнять исследовательскую работу;
3 – организация и проведение школьных научных конференций;
4 – стимулирование школьников для участия в городских, областных,
республиканских исследовательских конференциях;
5 – проведение Дня науки;
6 – организация познавательных игр, конкурсов;
7 – подготовка факультативных занятий, занятий по интересам;
8 – организация летних профильных отрядов;
9 – проведение выставок достижений учащихся;
10 – организация проектной деятельности школьников;
Финансовые условия:
1 – выделение средств на материальное стимулирование педагогов –
руководителей исследовательской работой учащихся, руководителей
творческих групп;
2 – выделение средств на проведение массовых мероприятий
интеллектуально-творческой направленности (конференции, конкурсы,
праздники, игры);
3 – создание материально-технической базы для проведения
экспериментальной, исследовательской работы по физике, химии, биологии;
4 – выделение средств на программное обеспечение, применение ИТ в
исследовательской деятельности.
Система работы с учащимися
Система работы с учащимися отражена в направлении, которое мы
назвали педагогическим.
Организовывая работу с учащимися, мы исходим из того, что
школьники должны иметь возможность не только получить опре-
делённые знания по тому или иному предмету, но и проявить себя,
попробовать в различных видах деятельности.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна
осуществляться, главным образом, на уроках. Этому способствуют и
современные интерактивные технологии, такие как методы проектов и
модульного обучения, а также информационные технологии, которые
широко внедряются в практику работы школы.
Исследовательское обучение часто понимается узко: как написание
научной работы. В то же время применение этого метода на уроках
позволяет развивать критическое и творческое мышление, формировать
навыки работы с научной, научно-популярной литературой.
Массовая внеурочная работа – это интеллектуальные игры, олимпиады,
конференции. Игры можно организовыватьв рамках предметных недель.
В рамках деятельности школьного научного общества можно
организовывать: в ноябре – *…. чтения, в декабре – школьную
исследовательскую конференцию для учащихся 8-11 классов, в феврале
– для учащихся 4-7 классов.
К традиционным и наиболее удачным формам работы ШНОУ можно
отнести:
• *…. дни (1-11 классы, школьные олимпиады, *… чтения, викторины
и конкурсы, классные часы, выставки рисунков и плакатов, экскурсия у
одной картины, выставки книг, литературно-музыкальные композиции);
• школьные исследовательские конференции;
• День науки (1-11 классы, уроки – исследования, диспуты, рассказы об
учёных, интеллектуальные игры, проблемные уроки, уроки-
конференции, выступления на уроках учащихся-членов школьного
научного общества и др.);
• организацию выставок исследовательских, творческих, прикладных
работ учащихся – членов ШНОУ, экскурсии по выставке;
• конкурс достижений учащихся 1-11 классов «Мои маленькие
победы»;
• конкурс «Неделя «на отлично» (2-11 классы);
• систематические выступления учащихся с результатами своей
исследовательской работы перед коллегами, учителями и родителями.
Циклограмма деятельности учителя по руководству исследовательской
работой учащихся:
май – составление списка примерных тем исследовательских работ;
выявление учащихся, склонных к научной деятельности, первичное
консультирование по подбору литературы, плану работы;
сентябрь – обсуждение результатов, уточнение формулировки тем,
определение цели, задач, выдвижение гипотезы;
октябрь – консультирование по сбору материала, работе с информацией,
выбору методов исследования;
ноябрь – консультирование по анализу собранных материалов,
обработке данных; декабрь – консультирование по написанию и
оформлению работы; январь – консультирование по подготовке устной
защиты работы. Чтобы исследовательская деятельность в школе имела
постоянную перспективу, необходимо позаботиться о преемственности.
С этой целью учащиеся старших классов должны проводить беседы,
классные часы, социологические исследования в начальной и средней
школе.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается,
как правило, в старших классах, в то же время психологические
исследования показывают, что раннее включение в творческий процесс
положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и
творческих способностей, но развивает позитивные качества личности
ребёнка. В связи с этим работу по подготовке к исследовательской
деятельности необходимо начинать в младшей школе.
Методическая работа с учителями
Цикл методических совещаний по ознакомлению учителей с основнымипонятиями исследовательского подхода в обучении, технологией написания исследовательских работ учащимися, формами работы по развитию детей:
1. Одарённый ребёнок. Виды одарённости.
2. Исследование в обучении.
3. Структура и оформление исследовательских работ учащихся.
4. Развитие способностей учащихся в соответствии с их психологическими особенностями.
5. Формы деятельности учителя, направленные на развитие способностей учащихся.
6. Метод проектов: теория и практика.
7. Внеурочная учебная деятельность как средство развития учащихся.
Программа семинара для учителей:
1. Выбор темы исследования, актуальность темы, определение целей и
задач исследования.
2. Методы исследования.
3. Поиск, накопление и обработка информации. Организация работы с
научной литературой.
4. Применение информационных технологий в исследовании
5. Требования к оформлению результатов работы. Цитирование.
Ссылки. Схемы и иллюстрации
6. Критерии оценки исследовательских работ.
7. Подготовка публичного выступления. Критерии оценки устного
выступления.
Управление программой развития интеллектуально-творческой
деятельности
Важнейшим условием эффективной организации исследовательской
деятельности учащихся является осуществление компетентного
управления данным процессом.
Распределение функциональных обязанностей по реализации
программы интеллектуально-творческого развития учащихся:
Заместитель директора по учебной работе:
1) осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью
в школе;
2) организует планирование работы;
3) разрабатывает нормативную базу реализации программы:
положения, рекомендации, требования;
4) проводит методическую работу с преподавателями по проблеме
использования исследовательских, проектных и других развивающих
технологий обучения;
5) координирует деятельность административно-педагогического
персонала по реализации данной программы;
6) консультирует руководителей ученических исследовательских
работ;
7) даёт оценку текущему состоянию исследовательской деятельности в
школе, анализирует и корректирует ход реализации программы.
Руководитель ученической исследовательской работы:
1) составляет примерный перечень тем исследовательских работ;
2) оказывает помощь учащимся в выборе тем для исследования;
3) составляет вместе с учеником рабочую программу исследования;
4) осуществляет текущее руководство, оказывает методическую,
организационную помощь в проведении исследования;
5) оказывает помощь учащимся при подготовке к выступлению на
конференциях различного уровня.
Психолог:
1) проводит диагностику, направленную на выявление одарённых
детей, детей, склонных к исследовательской работе;
2) организует коррекционно-развивающие занятия с учащимися по
развитию памяти, внимания, логического мышления, творческого и
нестандартного мышления, стимулирует развитие исследовательских
качеств учащихся;
3) проводит просветительскую работу с педагогами, которые помогают
учащимся заниматься исследовательской работой, и с родителями, дети
которых занимаются исследовательской работой.
Педагог-организатор:
1) организует проведение интеллектуального марафона, по-
знавательных игр и конкурсов;
2) оказывает помощь в проведении массовых мероприятий ШНОУ.
Ожидаемые результаты работы:
Предполагается, что в результате реализации программы выпускник
будет обладать следующими качествами личности:
1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно
применять их на практике;
2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути
преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые
факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать
необходимые обобщения, устанавливать закономерности,
формулировать аргументированные выводы, находить решения;
4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных
группах;
5) самостоятельно работать над развитием собственной
нравственности, интеллекта, культуры.
Прогноз положительных результатов реализации программы:
1) повышение качества обучения, которое может быть выражено:
• увеличением количества учащихся, занимающихся на «7 - 10»;
• увеличением количества участников и победителей городских,
областных, республиканских исследовательских конференций, кон-
курсов;
• увеличением количества победителей предметных олимпиад;
• увеличением количества учащихся – членов школьного научного
общества;
2) создание положительной мотивации обучения, которую можно
проследить по результатам диагностики;
3) формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний,
исследовательских умений, которые можно проследить по результатам
диагностики;
4) изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества,
которое можно проследить по результатам диагностики;
5) формирование умения работать с информацией, которое может
проявляться:
• в уверенном, сознательном владении основами библиотечно-
библиографической грамотности;
• в активном применении учащимися новых информационных
технологий;
• в применении учителями разных предметов информационных
технологий в обучении;
6) повышение квалификации учителя, которое может быть выражено:
• повышением квалификационной категории;
• увеличением числа учителей – руководителей исследовательской
работой школьников;
• увеличением числа учителей, прошедших курсовую подготовку в
БрОИРО;
• увеличением числа учителей, занимающихся исследовательской
работой;
• увеличением числа учителей, принимающих участие в работе
творческих групп;
7) создание банка данных одарённых детей и учителей, работающих с
одарёнными детьми;
8) создание банка данных методических разработок с использованием
исследовательских, проектных и других развивающих технологий,
направленных на развитие интеллектуально-творческого мышления.
технологий в обучении;
6) повышение квалификации учителя, которое может быть выражено:
• повышением квалификационной категории;
• увеличением числа учителей – руководителей исследовательской
работой школьников;
• увеличением числа учителей, прошедших курсовую подготовку в
МГОИРО;
• увеличением числа учителей, занимающихся исследовательской
работой;
• увеличением числа учителей, принимающих участие в работе
творческих групп;
7) создание банка данных одарённых детей и учителей, работающих с
одарёнными детьми;
8) создание банка данных методических разработок с использованием
исследовательских, проектных и других развивающих технологий,
направленных на развитие интеллектуально-творческого мышления.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Подготовка учащихся к исследовательской деятельности
(введение в методологию научного исследования)
2. Выбор проблемы
(от общего к частному)
3. Исследование проблемы
(анализ специальной литературы и периодических изданий, социологические
опросы, индивидуальные консультации с ведущими специалистами)
4. Разработка собственного варианта решения проблемы
(составление плана, определение цели и задач работы,
выбор средств и методов исследования)
5. Практическая работа и анализ полученных результатов
(экспедиция и походы, работа в архивах, встречи с непосредственными уча-
стниками изучаемых событий, опытная и экспертная работа и т. д.)
6. Подготовка к защите исследовательской работы
(оформление исследования согласно установленным
требованиям, рецензирование работы)
7. Презентация и защита исследовательской работы
(научный доклад, демонстрация наглядного
материала, ответы на вопросы)
8. Рефлексия
Следуетотметить,чтовместестем,чтоисследовательскаядеятельность учащихся является первой «ступенькой» в науку, она носитне научный, а обучающий характер. Это означает, что главной цельюучебных исследований является развитие личности учащегося, а неполучение объективно нового результата, научного открытия.Соотношениенаучногоиобразовательноговисследовательской деятельности учащихся тесно переплетено и увязано.
Структура исследовательской работы:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) перечень условныхобознаний (при необходимости);
5) основная часть (из глав и параграфов);
6) заключение;
7) список использованных источников;
8) приложения (при необходимости).
–
Небольшойпообъему(2–3страницы)фрагмент исследовательской работы, где обосновывается выбор темы исследования,ее актуальность и новизна, формулируются цель, задачи, гипотеза, объект ипредмет, указываются методы исследования.
К теме исследовательской работы предъявляется ряд требований:
актуальность
иновизна(соответствиесовременномусостояниюопределенной науки);
(корректностьупотреблениятерминов,понятий,формулировок);
Проблемность(темадолжнаиметьисследовательско-поисковый характер
Цель исследования – основное направление исследовательскойдеятельности, ее планируемый результат.
Задачи–этопоследовательныешаги,которыеобеспечиваютдостижениепоставленнойцели,конкретизируютееиопределяютосновное содержание работы. При определении задач целесообразноиспользоватьглаголы:определить,раскрыть,создать,выявить,разработать, установить, обосновать и др.
Ошибки в формулировании задач:
• задачи формулируются более широко, чем цель;
• задачи формулируются почти так же, как и цель;
• задачи располагаются непоследовательно;
• большое количество задач.
Гипотеза – научное предположение, допущение, истинное значение
которого неопределенно. Возможная формулировка: если допустить,
что…, то можно предположить … . В случае подтверждения гипотеза
становится новым научным знанием, т. е. перерастает в «новизну»
исследования. Если гипотеза не подтвердилась, то она отвергается и
строится новая гипотеза, что отражается в заключении исследовательской
работы.
Объект исследования – процесс или явление, которое создаетпроблемную ситуацию.
Предмет исследования–аспект(сторона)проблемы,приисследовании которого целиком познаѐтся объект, его главные черты.
Под методом исследования в науке понимается способ проведения
исследования для достижения поставленной цели или способ построения и
обоснованиянаучногознания.
Основная частьсостоитизразделов(глав)иподразделов(параграфов), в которых осуществляется теоретический анализ (обзорлитературы по теме и анализ определенных научных явлений в аспектепроблемы исследования) и представляются материалы и результатыпрактического исследования.
Каждый раздел (главу) необходимо заканчивать краткими выводами.
Заключение не должно дословно повторять выводы по главам. Взаключении сжато излагается сущность результатов работы, обобщаютсяполученныеданныеввидевыводов,тезизов.Устанавливаетсяподтвержденалигипотеза,отмечаетсястепеньдостиженияцели,обозначаются перспективы дальнейших исследований. Количество исодержание пунктов заключения соотносится с задачами и содержаниемработы.
Список использованных источников оформляется в соответствии с
требованиями Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь и
включает все источники, на которые приводятся ссылки в текстеисследовательской работы (книги, статьи, интернет-источники, архивныематериалы, электронные ресурсы и т. д.).
Требования к оформлению работ исследовательского характераучащихсяОсновные требования к оформлению работ, представленные ниже,предложеныА. М. Волочко[1,с. 222].Данныетребованияносятрекомендательный характер и могут быть изменены организаторамиконкурсов.
Общие требования:
работа исследовательского характера оформляется в формате Word;
формат документа – А4 (ориентация книжная); шрифт – TimesNewRoman,
размер – 14; абзацный отступ – 1,25 см; выравнивание – по ширине;
межстрочный интервал – 1,5; размер полей: верхнего и нижнего – 20 мм,
левого – 30 мм, правого – 10 мм;шрифтчѐрногоцвета,прямой;допускаетсяиспользованиекурсивного,полужирного,курсивногополужирноговыделенияилиподчѐркивания;не допускается перенос слов, установка отступов табуляцией илипробелом;работыисследовательскогохарактерапоучебнымпредметам«Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанскийязык», «Китайский язык» должны быть в обязательном порядке написаныи представлены на соответствующем иностранном языке.
Оформление титульного листа:
название работы располагается по центру, шрифт – полужирный;на следующей строке по правому краю – фамилия, имя, отчествоавтора (-ов), полное название учреждения образования; ниже – фамилия,имя, отчество и должность и место работы научного руководителя.
Работы по иностранным языкам на титульном листе должны быть
набраны на иностранном языке и в переводе на русский язык.
Требования к оформлению других структурных элементов работы:
Каждыйструктурныйэлементисследования(ВВЕДЕНИЕ,СОДЕРЖАНИЕ,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ) должен начинаться с новой страницы;
заголовки структурных элементов располагаются в середине строкибез точки и печатаются прописными буквами;
оглавление – с указанием страниц;текстработывыравниваетсяпоширине,
заголовкиразделов,подразделов и пунктов – с абзацного отступа с прописной буквы без точкив конце, не подчѐркивая;в тексте сноски обозначаются квадратными скобками с указанием вних порядкового номера источника по списку и через запятую – номерстраницы, например: [43, с. 91];нумерация страниц сквозная, при этом на титульном листе исодержании номера страниц не указываются;номера страниц указываются в правом нижнем углу;объем работы – примерно 20 страниц (без приложений);нумерация разделов, подразделов (пунктов), рисунков, таблиц, схемприводится арабскими цифрами без знака №;разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы,обозначаться арабскими цифрами без точки и записываться с абзацногоотступа;подразделы имеют нумерацию в рамках каждого раздела; при этомномер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номераподраздела, разделѐнных точкой, например: «1.2» – второй подразделпервого раздела;в конце номера точка не ставится, например: 2.2 Художественный мирА. Тарковского;
иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, графики, картыи другое) и таблицы следует располагать в работе непосредственно настранице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые;иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные(подрисуночный текст), располагаемые по центру страницы;
Эффективность работы по подготовке учащихся к исследовательской деятельности
Содержание деятельности по интеллектуально-творческомуразвитию учащихся
Организационные условия: создание творческой группы учителей –
руководителей исследовательских работ.
Информационные условия:
1 – создание каталога публикаций по организации исследовательской
деятельности;
2 – создание базы данных одарённых детей и детей, занимающихся
исследовательской работой;
3 – создание базы данных учителей, занимающихся исследовательской
работой;
4 – создание базы данных исследовательских работ учащихся;
5 – ознакомление учителей и учащихся с проводимыми конкурсами
разных уровней, требованиями к написанию исследовательских работ;
6 – проведение родительских собраний, консультаций для родителей;
7 – разработка Положения о творческой группе, памяток по написанию
исследовательской работы.
Методические условия:
1 – диагностика учителей и учащихся, отражающая их отношение к
исследовательской деятельности, технологиям развивающего обучения,
готовности к инновационным процессам;
2 – анализ состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения
использования учителями технологий развивающего обучения;
3 – информирование преподавателей о новых технологиях
развивающего обучения;
4 – ознакомление педагогов с теоретическими основами ис-
следовательского подхода в обучении;
5 – консультации по руководству исследовательской деятельностью
учащихся;
6 – создание методической копилки материалов;
7 – обучение учителей на курсах МГОИРО, на курсах по специфике
работы с одарёнными детьми;
8 – обобщение опыта по применению технологий развивающего
обучения;
9 – разработка системы стимулирования профессионального роста
учителя.
Психологические условия:
1 – диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся,
выявление детей, склонных к исследовательской деятельности;
2 – проведение тренингов со школьниками, которые занимаются
исследовательской работой;
3 – организация коррекционно-развивающих занятий;
4 – консультации для школьников, родителей и учителей;
Педагогические условия:
1 – создание школьного научного общества;
2 ведение теоретической подготовки учащихся на уровне, позволяющем выполнять исследовательскую работу;
3 – организация и проведение школьных научных конференций;
4 – стимулирование школьников для участия в городских, областных,
республиканских исследовательских конференциях;
5 – проведение Дня науки;
6 – организация познавательных игр, конкурсов;
7 – подготовка факультативных занятий, занятий по интересам;
8 – организация летних профильных отрядов;
9 – проведение выставок достижений учащихся;
10 – организация проектной деятельности школьников;
Финансовые условия:
1 – выделение средств на материальное стимулирование педагогов –
руководителей исследовательской работой учащихся, руководителей
творческих групп;
2 – выделение средств на проведение массовых мероприятий
интеллектуально-творческой направленности (конференции, конкурсы,
праздники, игры);
3 – создание материально-технической базы для проведения
экспериментальной, исследовательской работы по физике, химии, биологии;
4 – выделение средств на программное обеспечение, применение ИТ в
исследовательской деятельности.
Система работы с учащимися
Система работы с учащимися отражена в направлении, которое мы
назвали педагогическим.
Организовывая работу с учащимися, мы исходим из того, что
школьники должны иметь возможность не только получить опре-
делённые знания по тому или иному предмету, но и проявить себя,
попробовать в различных видах деятельности.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна
осуществляться, главным образом, на уроках. Этому способствуют и
современные интерактивные технологии, такие как методы проектов и
модульного обучения, а также информационные технологии, которые
широко внедряются в практику работы школы.
Исследовательское обучение часто понимается узко: как написание
научной работы. В то же время применение этого метода на уроках
позволяет развивать критическое и творческое мышление, формировать
навыки работы с научной, научно-популярной литературой.
Массовая внеурочная работа – это интеллектуальные игры, олимпиады,
конференции. Игры можно организовыватьв рамках предметных недель.
В рамках деятельности школьного научного общества можно
организовывать: в ноябре – *…. чтения, в декабре – школьную
исследовательскую конференцию для учащихся 8-11 классов, в феврале
– для учащихся 4-7 классов.
К традиционным и наиболее удачным формам работы ШНОУ можно
отнести:
• *…. дни (1-11 классы, школьные олимпиады, *… чтения, викторины
и конкурсы, классные часы, выставки рисунков и плакатов, экскурсия у
одной картины, выставки книг, литературно-музыкальные композиции);
• школьные исследовательские конференции;
• День науки (1-11 классы, уроки – исследования, диспуты, рассказы об
учёных, интеллектуальные игры, проблемные уроки, уроки-
конференции, выступления на уроках учащихся-членов школьного
научного общества и др.);
• организацию выставок исследовательских, творческих, прикладных
работ учащихся – членов ШНОУ, экскурсии по выставке;
• конкурс достижений учащихся 1-11 классов «Мои маленькие
победы»;
• конкурс «Неделя «на отлично» (2-11 классы);
• систематические выступления учащихся с результатами своей
исследовательской работы перед коллегами, учителями и родителями.
Циклограмма деятельности учителя по руководству исследовательской
работой учащихся:
май – составление списка примерных тем исследовательских работ;
выявление учащихся, склонных к научной деятельности, первичное
консультирование по подбору литературы, плану работы;
сентябрь – обсуждение результатов, уточнение формулировки тем,
определение цели, задач, выдвижение гипотезы;
октябрь – консультирование по сбору материала, работе с информацией,
выбору методов исследования;
ноябрь – консультирование по анализу собранных материалов,
обработке данных; декабрь – консультирование по написанию и
оформлению работы; январь – консультирование по подготовке устной
защиты работы. Чтобы исследовательская деятельность в школе имела
постоянную перспективу, необходимо позаботиться о преемственности.
С этой целью учащиеся старших классов должны проводить беседы,
классные часы, социологические исследования в начальной и средней
школе.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается,
как правило, в старших классах, в то же время психологические
исследования показывают, что раннее включение в творческий процесс
положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и
творческих способностей, но развивает позитивные качества личности
ребёнка. В связи с этим работу по подготовке к исследовательской
деятельности необходимо начинать в младшей школе.
Методическая работа с учителями
Цикл методических совещаний по ознакомлению учителей с основнымипонятиями исследовательского подхода в обучении, технологией написания исследовательских работ учащимися, формами работы по развитию детей:
1. Одарённый ребёнок. Виды одарённости.
2. Исследование в обучении.
3. Структура и оформление исследовательских работ учащихся.
4. Развитие способностей учащихся в соответствии с их психологическими особенностями.
5. Формы деятельности учителя, направленные на развитие способностей учащихся.
6. Метод проектов: теория и практика.
7. Внеурочная учебная деятельность как средство развития учащихся.
Программа семинара для учителей:
1. Выбор темы исследования, актуальность темы, определение целей и
задач исследования.
2. Методы исследования.
3. Поиск, накопление и обработка информации. Организация работы с
научной литературой.
4. Применение информационных технологий в исследовании
5. Требования к оформлению результатов работы. Цитирование.
Ссылки. Схемы и иллюстрации
6. Критерии оценки исследовательских работ.
7. Подготовка публичного выступления. Критерии оценки устного
выступления.
Управление программой развития интеллектуально-творческой
деятельности
Важнейшим условием эффективной организации исследовательской
деятельности учащихся является осуществление компетентного
управления данным процессом.
Распределение функциональных обязанностей по реализации
программы интеллектуально-творческого развития учащихся:
Заместитель директора по учебной работе:
1) осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью
в школе;
2) организует планирование работы;
3) разрабатывает нормативную базу реализации программы:
положения, рекомендации, требования;
4) проводит методическую работу с преподавателями по проблеме
использования исследовательских, проектных и других развивающих
технологий обучения;
5) координирует деятельность административно-педагогического
персонала по реализации данной программы;
6) консультирует руководителей ученических исследовательских
работ;
7) даёт оценку текущему состоянию исследовательской деятельности в
школе, анализирует и корректирует ход реализации программы.
Руководитель ученической исследовательской работы:
1) составляет примерный перечень тем исследовательских работ;
2) оказывает помощь учащимся в выборе тем для исследования;
3) составляет вместе с учеником рабочую программу исследования;
4) осуществляет текущее руководство, оказывает методическую,
организационную помощь в проведении исследования;
5) оказывает помощь учащимся при подготовке к выступлению на
конференциях различного уровня.
Психолог:
1) проводит диагностику, направленную на выявление одарённых
детей, детей, склонных к исследовательской работе;
2) организует коррекционно-развивающие занятия с учащимися по
развитию памяти, внимания, логического мышления, творческого и
нестандартного мышления, стимулирует развитие исследовательских
качеств учащихся;
3) проводит просветительскую работу с педагогами, которые помогают
учащимся заниматься исследовательской работой, и с родителями, дети
которых занимаются исследовательской работой.
Педагог-организатор:
1) организует проведение интеллектуального марафона, по-
знавательных игр и конкурсов;
2) оказывает помощь в проведении массовых мероприятий ШНОУ.
Ожидаемые результаты работы:
Предполагается, что в результате реализации программы выпускник
будет обладать следующими качествами личности:
1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно
применять их на практике;
2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути
преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые
факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать
необходимые обобщения, устанавливать закономерности,
формулировать аргументированные выводы, находить решения;
4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных
группах;
5) самостоятельно работать над развитием собственной
нравственности, интеллекта, культуры.
Прогноз положительных результатов реализации программы:
1) повышение качества обучения, которое может быть выражено:
• увеличением количества учащихся, занимающихся на «7 - 10»;
• увеличением количества участников и победителей городских,
областных, республиканских исследовательских конференций, кон-
курсов;
• увеличением количества победителей предметных олимпиад;
• увеличением количества учащихся – членов школьного научного
общества;
2) создание положительной мотивации обучения, которую можно
проследить по результатам диагностики;
3) формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний,
исследовательских умений, которые можно проследить по результатам
диагностики;
4) изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества,
которое можно проследить по результатам диагностики;
5) формирование умения работать с информацией, которое может
проявляться:
• в уверенном, сознательном владении основами библиотечно-
библиографической грамотности;
• в активном применении учащимися новых информационных
технологий;
• в применении учителями разных предметов информационных
технологий в обучении;
6) повышение квалификации учителя, которое может быть выражено:
• повышением квалификационной категории;
• увеличением числа учителей – руководителей исследовательской
работой школьников;
• увеличением числа учителей, прошедших курсовую подготовку в
БрОИРО;
• увеличением числа учителей, занимающихся исследовательской
работой;
• увеличением числа учителей, принимающих участие в работе
творческих групп;
7) создание банка данных одарённых детей и учителей, работающих с
одарёнными детьми;
8) создание банка данных методических разработок с использованием
исследовательских, проектных и других развивающих технологий,
направленных на развитие интеллектуально-творческого мышления.
технологий в обучении;
6) повышение квалификации учителя, которое может быть выражено:
• повышением квалификационной категории;
• увеличением числа учителей – руководителей исследовательской
работой школьников;
• увеличением числа учителей, прошедших курсовую подготовку в
МГОИРО;
• увеличением числа учителей, занимающихся исследовательской
работой;
• увеличением числа учителей, принимающих участие в работе
творческих групп;
7) создание банка данных одарённых детей и учителей, работающих с
одарёнными детьми;
8) создание банка данных методических разработок с использованием
исследовательских, проектных и других развивающих технологий,
направленных на развитие интеллектуально-творческого мышления.
раскрыть » / « свернуть