ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ.
Как и в любой другой науке, везде есть принципы и функции. При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в учреждении рекомендуется опираться на следующие принципы:
1. Принцип гуманизма. Органы ученического самоуправления строят свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности.
2. Принцип демократичности. Деятельность органов ученического самоуправления основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, коллегиальности, гласности, постоянном учете общественного мнения.
3. Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РБ и другим государственным правовым актам, уставу учебного заведения и ее локальным нормативным документам;
4. Принцип равноправия. Все участники ученического самоуправления должны иметь равные права субъектов учебной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;
5. Принцип выборности. Органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;
6. Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных документах учебного заведения. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления;
7. Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;
8. Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;
9. Принцип объединения. Орган ученического самоуправления – это добровольное объединение учащихся с целью совместного решения вопросов по повышению качества учебной жизни. Объединение дает право принимать участие в управлении учебной жизнью города и использовать возможности органа для самореализации и развития.
10. Принцип функционального самоопределения. В деятельности органа ученического самоуправления могут принимать участие не только его постоянные члены. Участники деятельности органа ученического самоуправления добровольно определяют степень своего участия.
11. Принцип системного взаимодействия. Структуры ученического самоуправления, независимо от их уровня системной организации, наиболее эффективно функционируют при максимальной консолидации и взаимодействии.
12. Принцип представительства. Избранные в руководящие органы ученического самоуправления члены органа, выполняя свои функции, действуют от имени, по поручению и в интересах учащихся.
13. Принцип самоуправления. Орган ученического самоуправления самостоятельно определяет порядок своего функционирования, за исключением ключевых вопросов жизнедеятельности учащихся, решение по которым принимается совместно с администрацией учебных заведений, а также органами муниципальной власти.
14. Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С. Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной. Отношения между учителем и органами ученического самоуправления должны быть основаны на глубочайшем взаимоуважении.
Каждый учитель должен уметь слушать и слышать своих учеников. Общеизвестно, что школьник воспринимает советы, рекомендации старших лишь тогда, когда видит уважение к себе, желание старших помочь ему.
Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.
Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций.
Управленческие функции представляют собой совокупность однородных по содержанию, постоянно повторяющихся задач, своевременное и качественное решение которых необходимо для нормальной работы коллектива. Существует иерархизированная система функций:
1. Целевые функции. Они определяются в соответствии с ведущими видами деятельности детей.
2. Социально-психологические, которые способствуют:
– формированию сплоченного детского коллектива. Органы самоуправления, реализуя эту функцию, регулируют межличностные и межгрупповые отношения в ученическом коллективе. Выполняя различные общественные поручения по решению органов детского самоуправления, учащиеся вступают в отношения руководства и подчинения, взаимной ответственности, зависимости, контроля.
Наличие таких отношений, по образному выражению А.С. Макаренко, «цементирует» коллектив, способствует формированию у учащихся потребности совместной работы и общения.
– эмоциональной тонизации коллектива, т.е. созданию в коллективе оптимистического настроения, «мажорного тона», как говорил А.С. Макаренко. Реализуя эту функцию, органы самоуправления должны постоянно быть в курсе настроений членов коллектива, убеждать учащихся в необходимости внимательного отношения друг к другу. Включившись в нее, органы самоуправления стремятся создать обстановку внимания к событиям в жизни членов коллектива, осуществляют учет настроений учащихся и ищут пути улучшения эмоциональной атмосферы, пытаются самостоятельно преодолеть возникающие трудности в создании благоприятного климата отношений.
3.Оперативно–организационные функции, которые служат для реализации функций 1 и 2 групп.
Они представляют собой этапы управленческого цикла: выработка и принятие решения; доведение принятого решения до коллектива школы; организация выполнения принятого решения; создание условий для выполнения решения; получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, а также контроль.
Необходимо отметить, что органы самоуправления, наряду с управленческими функциями, реализуют:
1.Социально-ориентированные функции, отражающие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ученическим коллективом, и направлены на нравственное воспитание будущего поколения, на процесс социализации учащихся.
2.Личностно–ориентированные, которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов учащихся.
Выделяют и специфические функции, отличающиеся от общих управленческих тем, что их реализация возможна только на основе такого признака системы, как саморазвитие. К ним относятся следующее:
3.Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов детских коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.
4. Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.
5. Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и, на основе этого, поиск более эффективных путей решения управленческих задач.
Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов.
Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.
Таким образом, проанализировав и обобщив теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправлении учащихся, мы приходим к выводу, что многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления – причина и источник многочисленных толкований и определений.
Совет ученического самоуправления
В нашей школе уже на протяжении многих лет существует Совет ученического самоуправления-учащиеся 5 - 11 классов. Что же представляет из себя наш ученический совет? Это учащиеся учебно-педагогического комплекса, которые, несмотря на всю свою занятость и загруженность, с большим интересом и энтузиазмом работают в Совете ученического самоуправления.
Ученический совет является выборным органом ученического самоуправления учреждения образования и работает на основании действующего законодательства и устава учебно-педагогического комплекса.
Целью деятельности ученического совета является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
Задачами деятельности ученического совета являются:
- представление интересов учащихся в процессе управления учебно-педагогического комплекса;
- поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни
Совет ученического самоуправления выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни УО: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления учебно-педагогического комплекса, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса, содействует реализации инициатив учащихся в образовательной деятельности, изучает интересы и потребности учащихся в сфере внеурочной деятельности, создаёт условия для их реализации.
Порядок формирования и структура ученического совета
Ученический совет формируется на выборной основе сроком на один год. В состав ученического совета входят учащиеся 5 – 11 классов, по одному представителю от класса. Совет ученического самоуправления самостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего состава Председателя ученического совета.
Быть членом Совет ученического самоуправления – это почётно, престижно, но одновременно, и трудно. Это ответственность не только перед коллективом, который тебя выдвигал, но и перед педагогическим коллективом и самим собой.
Структура Совета ученического самоуправления
- Председатель СУС. Бовкунович Дмитрий– 11 класс
- Вице-президент СУС. Шалыгина София Анастасия– 9 класс
Содержание деятельности ученического самоуправления «Совет ученического самоуправления» включает в себя:
1. Гражданско-патриотическое – «Я – гражданин Беларуси»
- Возрождение народных традиций через различные формы работы.
- Любить Родину – значит любить себя, своих близких, свой народ, быть честным и перед собой, и перед окружающими тебя людьми.
Что можно и нужно для этого сделать?
- описать жизнь своей семьи;
- изучать историю города, области, страны;
- изучать историю своей родины, стремиться познать дух белорусского народа, его лучшие черты и традиции;
- понимать любовь к Родине, патриотизм не как любовь к одному клочку земли, а как любовь к своему народу, к другим нациям и ко всей нашей Земле;
- помогать пожилым людям, живущим на территории Лунинетчины;
- бережно относиться к ветеранам Великой Отечественной войны;
- если увидишь несправедливость, нужно попытаться ее исправить.
2. Ценностно-ориентированное – «Мой мир»
- познавать самого себя;
- понимать смысл жизни;
- уметь отличать добро от зла;
3. Познавательное – «Умники и умницы»
- познавать окружающий мир;
- уметь ориентироваться в потоке современной информации.
4. Экологическое – «Экология и мы»
- вызвать интерес к изучению природы, участвовать в пропаганде идей охраны окружающей среды;
- земля подарила миру тебя, а ты подари Земле мир!
- выйди во двор, подвяжи сломанную веточку. Посади цветок и поливай его, подкорми зимующих птиц, сделай скворечник и повесь его, найди новый дом для бездомного котенка или щенка. Главное начать;
- каждый человек, ставший на путь охраны природы, должен владеть хотя бы минимумом знаний по экологии, но все же главное его оружие – это любовь ко всему цветущему, жужжащему, распускающемуся, летящему, прыгающему. Люби и береги все это, ведь главное в жизни каждого из нас – сохранить и умножить органическое царство красавицы Земли;
- необходимо любить и ценить свою землю, рационально использовать природные запасы. Нужно учиться глобально мыслить и разумно поступать во имя человечества, во имя природы.
5. Спортивно-оздоровительное – «Спорт, здоровье, семья и я»
6. Культурно-массовое – «Калейдоскоп веселых дел»
- Развитие творческих способностей детей и подростков. Поиск новых форм самовыражения личности;
- активно участвовать в районных конкурсах и соревнованиях;
- участвовать в традиционных общешкольных конкурсах и соревнованиях;
- активно участвовать в делах класса;
- принимать участие в разработке и проведения конкурса «Ученик года», «Класс года».
7. Информационное - «Свой голос»
- Создание детской пресс-службы в УО.
Деятельность детского самоуправления ведется по принципу единого планирования, то есть создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников образовательного процесса. Это, прежде всего, традиционные мероприятия: праздник «Первого звонка», «День Учителя», День матери, «Новый год», «Лидер года», Смотр строя и песни, 8 марта, «Поклонимся великим тем годам», сборы актива, праздник «Последнего звонка», выпускной вечер.
Описание модели ученического самоуправления
Общая схема органов ученического самоуправления и их взаимосвязей.
Концептуальные основы модели ученического самоуправления.
Ученическое самоуправления (УС) – это организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся..
Цель ученического самоуправления: гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе – формирование у обучающихся готовности к участию в управлении обществом.
Ученическое самоуправление даёт возможность ученику:
- приобрести опыт управленческой деятельности;
- раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности обучающихся;
- ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;
- доминировать позитивные тенденции психического состояния в урочной и внеурочной деятельности.
Развиваясь в различных видах деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает всё большее число задач, которые раньше решали члены педагогического коллектива.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ МОДЕЛИ.
- Гуманистический, личностно-ориентированный подход к воспитанию.
Гуманистическое воспитание рассматривает ребенка как главную ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Оно направлено и ориентировано на создание в школе обстановки социальной защищенности и отношений содружества.
Гуманистическая воспитательная система создает возможности для развития и саморазвития личности. «Саморазвитие личности- это не уход в себя, в свой внутренний мир и игнорирование ближнего, реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной жизни на выбранном жизненном пути». Именно гуманистическая основа развития самоуправления учащихся создает условия и предпосылки для реализации целей и задач данной модели.
Условиями гуманистического подхода к развитию ученического самоуправления являются:
- добровольность включения учащихся в ту или иную деятельность;
- возможность выбора средств, для достижения поставленной цели каждым учащимся;
- оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- готовность учащихся к самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности;
- учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах:
- опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу;
- доминирование уважительного отношения в общении с учащимися;
- педагог должен не только призывать учащихся к добру, но и сам быть добрым;
- педагог должен защищать интересы учащихся и помогать в решении их актуальных проблем;
- защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
- педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.
- Деятельный подход к организации и развитию ученического самоуправления.
«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. ГЕССЕН).
Учащиеся не готовятся в школе к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
По мнению Л.С.Выготского наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности является формирование и развитие у них таких качеств личности, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. При этом важным остается условие свободного выбора деятельности.
Задача педагогов – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.
- Творческое развитие и защита учащихся.
Каждый ребенок уникален и талантлив. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, изображать. Творческое самовыражение необходимо подросткам для нормального развития. В развитии творческих способностей важную роль играет воображение и интуиция, умственная активность. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне.
Задача педагогов, родителей – проявлять внимание ко всем видам творчества детей, оберегать их от насилия: духовного, душевного, телесного. Защищать учащихся – значит создать условия для их творческого самовыражения, развития их духовных и творческих сил.
- Свобода педагога +свобода учащегося.
Свобода выбора – свобода решения – свобода творчества и самовыражения. Свобода «для», а не свобода «от» (Э.ФРОММ).
- Самоуправление в школе – это переход к открытым, доверительным,
поддерживающим формам сотрудничества администрации, педагогического, родительского и ученического коллективов. Приоритет отдается демократическому, свободному, стимулирующему типу взаимоотношений между людьми в ходе решения конкретных задач ради достижения общих целей.
- Ученическое самоуправление – фактор социализации личности.
Самоуправление дает возможность учащимся накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, попробовать себя в различных социальных ролях, т.е. является фактором социализации учащихся.
7. Единство системы « педагог-учащийся-родитель».
Условием личностного роста ребенка является личностная зрелость взрослого. Ключ к личностному росту ребенка – в личностном росте взрослого. Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. В режиме самоуправления взаимодействует коллектив людей, совместно определяющих цель, объект, предмет деятельности, договаривающихся о средствах и способах реализации. В процессе их совместной деятельности возникают отношения сотрудничества, совместного бытия, в пространстве деятельности и общения.
Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. При организации работы по развитию ученического самоуправления необходимо выделить функции, которые оно будет выполнять.
Функции ученического самоуправления
1. САМОАКТИВИЗАЦИЯ – предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.
2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного развития организаторских задач.
3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ – постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных путей решения управленческих задач.
4. ЗАЩИТА И АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ – обеспечение личности гармонией взаимоотношений в коллективе.
Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов самоуправления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации.
Основным системообразующим структурным элементом самоуправления в школе является класс – центр воспитания. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах.
Организация деятельности, формирование правильных отношений, создание условий для гуманистического общения строятся на основе следующих принципов работы органов самоуправления:
- ОТКРЫТОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ. Каждый учащийся может принимать участие в самоуправленческой деятельности.
- ДОБРОВОЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО. Свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей. Творчество дает право проводить новые по замыслу и отличающиеся по содержанию, но повторяющиеся по форме дела.
- РАВЕНСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО. Выборный актив и рядовые члены коллектива занимают равные положения. Первичные коллективы строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства.
- НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ. Развитие ученического самоуправления успешно идет тогда, когда соблюдаются основные требования к его организации:
o Требования социально значимой доминанты. Мобилизация коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельностью.
o Педагогическое стимулирование лидерства.
o Педагогика сотрудничества.
o Подготовка учащихся к организаторской деятельности.
o Создание атмосферы взаимного уважения, помощи друг другу, когда учащиеся и учителя ощущают себя членами одного общего коллектива.
Очень многое в развитии ученического самоуправления зависит от правильного понимания и оценки его значения педагогами. Самоуправление не означает представление учащихся самим себе, а есть объект и результат самой сложной, высшей формой педагогического руководства коллективом учащихся. Лишь там будет воспитываться настоящая самостоятельность и творческая самодеятельность учащихся, где педагоги научатся самому сложному в педагогическом мастерстве – влиять на коллектив учащихся через самих учащихся.
Самоуправление -
важнейший компонент
воспитательной работы
(Модель ученического самоуправления)
Выпускники:
- Организация вечеров встреч выпускников, Дней самоуправления;
- Организация в УО выставки достижений выпускников.
Экология:
- Высаживание деревьев, кустов и цветов, работа по разбивке клумб;
- Участие в Международном Дне Земли;
Свободное время учеников:
- Вечера отдыха;
- Дискотеки;
- Спортивные соревнования;
- Новогодние праздники;
- Калядование;
- Карнавалы;
- Экскурсии;
- Организация краеведческой работы.
Конкурсы:
- Конкурс на лучший проект флага школы, гимна, герба, песни УО;
- Конкурс художественной самодеятельности;
- Спортивные конкурсы;
- Литературные и поэтические конкурсы.
Вовлечение к работе в СУС как можно большее количество учащихся:
- Вовлечение учеников к работе в комитетах;
- Анкетирование учащихся по вопросам работы СУС;
- Совместная работа Руководства с классами и обсуждение с учениками их каждодневных проблем.
Совместная работа с учителями:
- Поздравления праздничными открытками учителей в День рождения;
- Организация интервью с учителями для школьной газеты;
- Поздравления учителей в школьной газете.
Совместная работа с родителями:
- Привлечение родителей к активному участию в работе УО;
- Приглашение родителей нести дежурство во время школьных мероприятий;
- Рассылка благодарностей родителям, которые активно помогают в работе СУС;
- Приглашения родителей на школьные праздники и мероприятия.
Совместная работа с администрацией школы:
- Утверждение плана встреч учеников со школьной администрацией;
- Приглашение администрации на мероприятия СУС;
- Утверждение планов работы СУС с администрацией.
Совместная работа с высшими и средне-специальными учебными заведениями:
- Организация Дня открытых дверей в учебных заведениях;
- Приглашение представителей учебных заведений с целью ознакомления с правилами приема и правилами проведения экзаменов в этих заведениях.
Совместная работа с местным самоуправлением:
- Приглашения местных властей на встречи с учащимися;
- Участие в заседаниях местных властей;
- Совместное обсуждение с учащимися, учителями, родителями и местными властями проблем УО.
Работа с младшими школьниками:
- Организация праздника – знакомство со школой для первоклассников;
- Знакомство новых учеников с традициями УПК;
- Ознакомление с правами и обязанностями учащихся;
Добровольная работа:
- Организация сбора средств и игрушек для детских домов;
- Поиск адресатов, которым необходима помощь.
Работа на пользу учащихся:
- Организация выставок работ учащихся;
- Организация уголка потерянных вещей;
- Предупреждение издевательств над первоклассниками и других проявлений жестокости;
- Обеспечение учащихся возможностью слушать музыку на перерывах;
- Организация доски объявлений для учащихся;
Права и обязанности учащихся:
- Подготовка предложений в Устав школы по правам и обязанностям учащихся;
- Внесение изменений и дополнений в Устав школы;
- Образование комиссий по правам учащихся;
- Организация лекций для учащихся по правам и обязанностям учащихся.
Публикации:
- Годовые, четвертные, еженедельные планы работы УС;
- Издание школьной тиражной газеты «Школьный мир»
- Публикации информации о работе УС в местной газете;
- Информирование учащихся про все проводимые УС мероприятия;
- Информирование учащихся про традиции УО, их права и обязанности в школе.
Совместная работа с другими УО:
- Обмен опытом работы Ученических самоуправлений разных УО;
- Обсуждение школьных проблем;
Обучение лидеров:
- Направление членов Руководства на учебу лидеров;
- Планирование программы для новоизбранных руководящих органов;
- Организация встреч с Руководством других школ для обмена опытом.
Пропаганда здорового образа жизни:
- Организация встреч, посвященных вредности наркотиков, алкоголя, курения;
- Распространение информационных материалов о вредности наркотических средств;
- Организация встреч, лекций и киносеансов про важные проблемы подростков, с которыми они встречаются и встретятся в ближайшем будущем.
Самоуправление в УО возможно, более того, оно необходимо. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, творцом своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Такое сознание у малолетних граждан может и должна воспитать только и именно школа.
Педагогика есть наука и искусство мотивации в ребенке позитивного саморазвития, социально-ориентированного самосовершенствования. Реализации этих целей и должны служить структуры и органы ученического самоуправления. Формы, названия их могут быть самыми разными: парламенты, министерства, губернаторство (по примеру государственных органов власти и управления) или советы дела, советы клуба и др. В работе с детьми важны существо дела, позиция организатора. Реальные полномочия учащихся.
Игра «Что такое самоуправление»
Цель: выявить представления учащихся о самоуправлении.
Ход проведения
- Разделите класс учеников на несколько групп и попросите подготовить сценку в жанре «немого кино», которая объясняет некое слово. Одна группа показывает сценку, а другие пытаются это слово отгадать.
Группы, втайне от других, получают в качестве задания одно и то же слово — «самоуправление».
Посмотрев эти сценки, вы поймёте, какие представления о самоуправлении сформированы у ребят.
Чаще всего встречаются такие ассоциации со словом «самоуправление»: физическая зарядка (крутим руками-ногами — «управляем собой»), День самоуправления (ученик выходит к доске и ведет урок вместо учителя), самоорганизация (группа распределяет работу и дружно её делает), отсутствие начальства (кто-то пытается командовать, его свергают и решают все вопросы голосованием).
Подведение итогов игры: в форме беседы закрепляем знания о понятии «самоуправление».
- Предложите на обсуждение учеников ряд примеров и ситуаций. Обсуждать их можно в микрогруппах. После высказываний микрогрупп прокомментируйте обсуждение. Комментарии приведены после каждой ситуации.
Задания на проверку понимания сущности самоуправления
Необходимо ответить на вопрос: «Являются ли, по-вашему, предлагаемые примеры формами школьного самоуправления? Почему?»
Ситуация 1. Ученики создали в школе добровольческую группу помощи ветеранам.
Такая группа не относится к школьному самоуправлению. Её деятельность направлена не на решение проблем учеников, а на решение проблем ветеранов — то есть, на решение социальной проблемы вне школы.
Ситуация 2. Ученики открыли в школе общественную приёмную по проблемам школы.
Такую приёмную можно отнести к школьному самоуправлению. Приёмная, в которой школьные активисты консультируют учеников, дают им советы по решению возникающих у них проблем в школе, выслушивают их предложения и пр., является исполнительным органом школьного ученического самоуправления. Приёмная не имеет никаких властных полномочий, но оказывает влияние на решение школьных проблем.
Ситуация 3. Ученики создали в школе дискуссионный клуб.
Если этот дискуссионный клуб не оказывает влияние на то, что происходит вне его стен, то он не может считаться формой школьного самоуправления. Органы школьного самоуправления работают не для тех, кто в них входит, а для учеников (педагогов, родителей) в целом.
Поэтому, даже если дискуссионный клуб обсуждает школьные проблемы, но эти обсуждения остаются внутри клуба, такой клуб нельзя считать формой школьного самоуправления. В том случае, если материалы и результаты дискуссий выносятся на рассмотрение учеников, родителей, педагогов, администрации, можно говорить о стремлении клуба повлиять на ситуацию в школе. Следовательно, такой клуб можно считать формой школьного самоуправления.
Ситуация 4. Ученики выпускают газету о жизни школы.
Если в этой газете ставятся проблемы школы, то такую детскую редакцию можно считать органом школьного ученического самоуправления — налицо стремление ставить вопросы, которые необходимо решать, влиять на общественное мнение, следовательно, способствовать изменению ситуации в школе. Но если эта газета не рассматривает школьных проблем, а пишет о школьных праздниках, конкурсах, увлечениях учеников, вряд ли её можно считать формой школьного самоуправления.
Ситуация 5. Старшеклассники объединились в отряд вожатых, который работает с младшими школьниками.
Такой отряд вожатых можно считать органом ученического самоуправления — старшеклассники объединились для того, чтобы работать в интересах младших школьников, решать их проблемы, улучшать школьную воспитательную систему.
Ситуация 6. Ученики создали школьную команду КВН.
Команду КВН нельзя считать формой школьного самоуправления. Несмотря на то, что она может выступать перед школьниками, её главной целью является не решение проблемы досуга школьников, а подготовка хороших КВНовских программ, победа в фестивалях и пр. Основная деятельность этой группы лежит вне школьной проблематики.
Ситуация 7. Ученики создали школьный актив, который следит за порядком.
Школьный актив нельзя считать формой самоуправления. Органы самоуправления не могут осуществлять властных
полномочий, нести на себе административные функции вместо школьной администрации. Такой «школьный актив» работает не в интересах школьников, а в интересах администрации. Контроль порядка в школе — задача школьной администрации.
Ситуация 8. Ученики создали штаб досуга.
Штаб досуга можно считать органом школьного самоуправления. Его деятельность направлена на решение проблемы досуга школьников силами самих школьников. Такой штаб может поддерживать досуговые инициативы школьников и проводить собственные культурные проекты на условиях добровольного участия учеников. Не путать с так называемыми «культмассовыми секторами», которые проводят традиционные школьные мероприятия по указанию школьной администрации под руководством педагога.
Ситуация 9. Ученики сами организуют дежурство по школе.
Дежурство по школе — это форма самообслуживания, но не самоуправления. Орган школьного самоуправления не может командовать школьниками — следовательно, он не может расставлять школьников на «посты» в школьных коридорах или, тем более, выполнять полицейские функции. Если школьники в классе договорились по очереди накрывать в столовой, здесь также нет признаков самоуправления — эта деятельность не выходит за рамки классного коллектива, то есть является не самоуправлением, а самообслуживанием.
Ситуация 10. Ученический совет создал финансовую комиссию, которая контролирует расходование директором средств родительского фонда.
В принципе, такую комиссию можно считать формой школьного самоуправления — она работает в интересах учеников школы. Но было бы более корректно, чтобы расходование этих средств контролировали родители — именно они платят добровольные взносы в школьный фонд. Если же родители приняли решение о том, что их деньги должны расходоваться с согласия
учеников, такая комиссия в школе вполне уместна. Перед тем, как тратить деньги родительского фонда, директор будет запрашивать согласие ученической финансовой комиссии.
Ситуация 11. Ученический совет создал аналитическую группу, которая читает приказы директора и другие локальные акты школы и следит, чтобы они не ущемляли интересы учеников.
Аналитическую группу можно считать формой школьного самоуправления. Её работа будет способствовать совершенствованию нормативной базы школы, корректировке локальных актов, ущемляющих права и интересы учеников.
Ситуация 12. Ученики создали правозащитный комитет, который помогает ученикам защищать нарушенные права.
Правозащитный комитет является органом школьного самоуправления: он работает в интересах учеников и решает проблему соблюдения прав человека в школе.
Ситуация 13. Ученики создали Комитет по общественным связям.
Комитет по общественным связям является формой школьного самоуправления: он развивает сотрудничество школы с другими организациями, привлекает ресурсы общественных, государственных и других организаций к решению школьных проблем.
Ситуация 14. На педагогический совет вызываются ученики, которые грубо нарушают школьные правила.
Педагогический совет, согласно закону «Об образовании», это орган школьного самоуправления. Он не должен превращаться в директорскую планёрку. На педсовете педагоги должны обсуждать волнующие их проблемы и принимать решения, которые влияют на работу школьной администрации в интересах педагогов. Если педсовет подчинён школьной администрации и выполняет административные функции, такие как «проработка» учеников, то он не может считаться органом педагогического самоуправления.
Ситуация 15. Представителя от родителей класса в родительский комитет направляет классный руководитель.
Такой родительский комитет не может считаться органом родительского самоуправления. Родители сами должны избирать своих представителей в родительский комитет. При этом, родительский комитет должен не выполнять просьбы директора, как это бывает во многих школах, а влиять на политику школьной администрации в интересах родителей.
- Задания на определение умения оценивать процедуры работы органов самоуправления
Следующие ситуации помогут определить умение оценивать процедуры работы органов самоуправления. Необходимо аргументированно ответить на вопрос: «Есть ли в приведённых примерах нарушения принципов самоуправления?»
Ситуация 1. Заседания ученического совета ведёт учитель.
Ученический совет — это орган ученического самоуправления, который формируется учениками из числа учеников. Его работой не может руководить учитель. Педагог может участвовать в работе ученического совета на правах консультанта с согласия ребят. Доверить ему ведение заседаний ребята могут только на первых порах, пока они не научатся делать это самостоятельно.
Ситуация 2. Заместитель директора школы по воспитательной работе дал задание ученическому совету провести школьный праздник.
В этом случае, можно говорить о подчиненности органа самоуправления школьной администрации. Если ученический совет выполняет задания школьной администрации, то он автоматически перестаёт быть независимым представителем интересов учеников — выходит из области самоуправления. Заместитель директора может попросить у ученического совета оказать помощь в проведении праздника, но решение об этом остаётся на усмотрение самого ученического совета.
Ситуация 3. Ученический совет выступает с отчетом о своей работе на планёрке учителей.
Ученический совет не может отчитываться перед учителями. Он может выступить перед педагогами с информацией о своей работе, но не с отчетом. Отчитываться ученический совет может перед теми, кто его избрал, то есть перед учениками.
Ситуация 4. В ученическом совете большинство составляют девочки.
Нарушений принципов самоуправления здесь нет. Ученики избирают в совет тех, кому они больше доверяют, независимо от того, юноша это или девушка. Установление каких-либо пропорций представительства мальчиков или девочек в органе школьного самоуправления, на наш взгляд, недопустимо.
Ситуация 5. В ученический совет разрешено избирать только тех, кто учится без двоек.
Право участвовать в управлении школой не зависит от успеваемости. Следовательно, подобных ограничений быть не может, как не может быть ограничений на количество мальчиков или девочек. Подобные ограничения означали бы дискриминацию, а допускать
её — нельзя.
Ситуация 6. Ученический совет обязан показывать свою газету директору школы, прежде чем вывесить её на школьный стенд.
Если ученический совет может вывешивать свою газету только с разрешения директора, это означает его подконтрольность школьной администрации, следовательно, нарушение принципов самоуправления. Ученический совет имеет право вывешивать свою газету, но он же несет ответственность за то, чтобы в газете не было оскорблений, призывов к насилию и других нарушений закона.
Школьные активисты имеют право свободно высказывать своё мнение, не переступая черту закона. Если, к примеру, в школьной газете будут опубликованы призывы к насильственному свержению власти, то директор совершенно
обоснованно снимет эту газету со стенда — в конечном итоге, именно он несет юридическую ответственность за всё, что происходит в школе, поэтому в подобных случаях он обязан принимать меры. Если директор опасается, что со школьной газетой могут возникнуть проблемы такого рода, то было бы более приемлемо предложить ребятам другие варианты решения этой проблемы, кроме прямой цензуры (которая, кстати, запрещена Конституцией). Например, для редакции газеты могут быть организованы занятия по теме журналистской этики и правового регулирования свободы слова. Можно также предложить ребятам пригласить в качестве консультанта педагога, который не будет влиять на позицию ребят, но будет консультировать по вопросам корректности материалов с точки зрения действующего законодательства. В любом случае, за ученическим советом остаётся окончательное решение, а за директором — право наказывать учеников за нарушение школьного устава.
Ситуация 7. Заседания ученического совета проводятся только в присутствии заместителя директора по воспитательной работе.
Ученический совет может самостоятельно решать, есть ли необходимость приглашать на заседания представителя администрации школы. Если ребятам запрещено проводить заседания без представителя администрации, то это является нарушением принципов самоуправления.
Ситуация 8. Ученический совет повесил на стенд заявление, в котором критикует приказ директора школы.
Ученический совет вполне может выбрать такую форму общения с учениками — он должен информировать учеников о своей работе и её результатах. Никаких нарушений принципов самоуправления в этом примере нет. Если заявление ученического совета будет снято со стенда представителями администрации, то можно говорить о нарушении свободы мнений. Директор не может сорвать со стенда ученического
совета материал, который его не устраивает. Он может пригласить ученический совет обсудить эту проблему, а если мнения не совпадут — то также довести до учеников своё видение ситуации.
Ситуация 9. Ученический совет опубликовал в местной газете статью с критикой школьных порядков.
Нарушения принципов самоуправления в этом примере нет. Ученический совет может привлекать к школьным проблемам внимание общественности, особенно если прямые обращения ученического совета к директору школы не увенчались успехом.
Ситуация 10. Ученический совет, при необходимости, может знакомиться с личными делами учеников.
В этом примере есть нарушения не только принципов самоуправления, но и прав школьников. Персональная информация об учениках или работниках школы не может предоставляться ученическому совету в силу того, что ученики и педагоги имеют право на неприкосновенность частной жизни. Если представители ученического совета обратятся к директору школы с просьбой познакомить их с личным делом ученика Иванова, то директор обязан ответить отказом.
Ситуация 11. Совет школы принял решение о запрете курения на территории школы.
Орган самоуправления не может выполнять административных функций и принимать решения, обязательные для учеников, педагогов и родителей. Запрет на курение на территории школы уже имеется в действующем законодательстве. Контролировать выполнение школьных правил и поддерживать порядок должна администрация школы. Как правило, подобные решения органов самоуправления появляются именно по инициативе администрации. Перекладывать свою ответственность на самоуправление проталкиванием подобных решений бесполезно — это только дискредитирует самоуправление и ничего не меняет в решении проблемы.
Ситуация 12. В школе создана детская общественная организация, в которую вступили все школьники. С согласия директора, организация взяла на себя полномочия органа ученического самоуправления.
В этом примере допущено нарушение принципов самоуправления. Общественная организация не является формой школьного самоуправления. Право участвовать в управлении школой не должно зависеть от того, является ли ученик (педагог, родитель) членом какой-либо общественной организа-, ции. В нашем примере, выход ученика из организации означал бы, что теперь он лишается возможности участвовать в управлении своей школой.
Ситуация 13. Завуч школы ведет список учеников, явившихся на ученическую конференцию. Фамилии неявившихся будут переданы классным руководителям.
Ученическая конференция — это орган ученического самоуправления. Администрация школы не имеет права принуждать учеников участвовать в работе органов самоуправления: самоуправление — это право, а не обязанность. Не явившиеся делегаты — эта проблема самих учеников: в следующий раз изберут других, более ответственных.
Ситуация 14. Ученический совет участвует в расследованиях по жалобам учеников на нарушение их прав со стороны учителей.
Учащиеся могут ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования в отношении работников школы по фактам нарушения прав ребенка. Они могут сделать это либо лично, либо через своих выборных представителей. В комиссию, которая будет проводить это расследование, ученики также могут направить своих выборных представителей. По завершении дисциплинарного расследования, директор школы должен принять решение на основе установленных комиссией фактов. Например, объявить учителю взыскание. Если обучающиеся не согласны с этим решением, они через своих выборных представителей могут обратиться за помощью в уполномоченные государственные органы.
Упражнение «Мозговой штурм»
Цель: развитие логических операций, понятийного аппарата, произвольности психических функций.
1. Классификация, анализ
Назови, объясни и перечисли:
домашних животных, диких животных, птиц, рыб, насекомых, деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, грибы, время суток, мебель, посуда, одежда, головные уборы, украшения, школьные принадлежности, имена, времена года, месяцы, дни недели, буквы, числа, сказки, инструменты, музыкальные инструменты, транспорт, государства, планеты, города, реки, осадки, явления природы, виды спорта, геометрические фигуры, продукты питания, крупы, ткани, бытовые приборы, части речи, члены предложения, знаки препинания, падежи, математические действия и их компоненты, математические знаки.
2. Сравнение, анализ
Сравни, чем похожи и чем отличаются:
собака и волк, береза и сирень, мальчик и старик, птица и самолет, солнце и электрическая лампочка, дом и избушка, книга и тетрадь, пианино и скрипка, шалость и драка, щекотать и гладить, город и деревня, метр и сантиметр, подлежащее и сказуемое, сложение и умножение, вертолет и автобус, весна и осень, декабрь и февраль, Россия и Япония, муха и бабочка, Москва и Хабаровск, день и ночь, снег и дождь, сок и чай, понедельник и воскресенье, молоко и творог, орел и воробей, девочка и мальчик, ель и дуб, яблоко и помидор, гитара и пианино, Солнце и Земля, плюс и минус, имя существительное и глагол и т.д.
3. Обобщение.
Назови одним словом:
Волк, лиса, заяц - … Воробей, ворона, синица - …
Дуб, береза, сосна - … Ромашка, колокольчик, астра - …
Орешник, сирень, смородина - … Лето, зима, осень - …
Утро, день, вечер - … Платье, брюки, куртка - …
Круг, квадрат, треугольник - … Дождь, град, снег - …
Корова, овца, собака - … Пшено, рис, гречка - …
Муха, бабочка, паук - … Яблоко, груша, апельсин - …
Клубника, земляника, малина - … Январь, февраль, март - …
Понедельник, вторник, среда - … Автобус, трамвай, самолет - …
Кепка, шляпа, шапка - … Тетрадь, линейка, ранец - …
Сметана, творог, кефир - …
Вычитаемое, уменьшаемое, разность - … Запятая, точка, тире - …
Подлежащее, сказуемое - … Деление, вычитание, сложение -
Россия, Япония, Китай - … Амур, Волга, Лена, Уссури - …
Сладкий, горький, кислый - … Синий, красный, зеленый - …
Валенки, ботинки, туфли - … Бусы, кольцо, браслет - …
Санкт-Петербург, Москва, Смоленск - … Опята, лисички, подберезовики -
Хабаровск, Уссурийск, Биробиджан - … Пожарный, учитель, геолог - …
Лодка, яхта, катер - … Колобок, Буратино, Золушка - …
Имя существительное, имя прилагательное, глагол - …
4. Исключение лишнего. Анализ
Найди среди перечисленных слов одно лишнее, которое не подходит по смыслу ко всем остальным. Объясни, свой выбор.
1) Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
2) Храбрый, злой, смелый, отважный.
3) Яблоко, слива, огурец, груша.
4) Огурец, репа, морковь, заяц.
5) Огурец, арбуз, яблоко, мяч.
6) Волк, лиса, медведь, кошка.
7) Фиалка, ромашка, морковь, василек.
8) Кукла, машинка, скакалка, книга.
9) Поезд, самолет, самокат, пароход.
10) Воробей, орел, оса, ласточка.
11) Лыжи, коньки, лодка, санки.
12) Гвоздь, молоток, рубанок, пила.
13) Снег, мороз, жара, лед.
14) Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.
15) Река, лес, асфальт, поле.
16) Пожарный, космонавт, балерина, милиционер.
17) Парта, доска, ученик, учебник.
18) Змея, улитка, бабочка, черепаха.
19) Кисти, краски, художник, полотно.
20) Шляпа, крыша, дверь, окно.
21) Молоко, чай, лимонад, хлеб.
22) Нога, рука, голова, ботинок.
23) Молоко, творог, сметана, хлеб.
24) Час, минута, лето, секунда.
25) Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
26) Платье, свитер, шапка, рубашка.
27) Мыло, мочалка, паста зубная, шампунь.
28) Береза, дуб, сосна, земляника.
29) Книга, телевизор, радио, магнитофон.
30) Сложение, умножение, плюс, вычитание.
31) Приставка, корень, предлог, суффикс.
32) Имя, существительное, имя прилагательное, подлежащее, глагол.
5.Анализ. Сопоставление
Подумай и назови, кем (чем) это было раньше?
Цыпленок (яйцом), рубашка (тканью),
лошадь (жеребенком), ботинки (кожей),
корова (теленком), дом (кирпичом),
дуб (желудем), сильный (слабым),
рыба (икринкой), мастер (учеником),
яблоня (семечком), листок (почкой),
лягушка (головастиком), собака (щенком),
бабочка (гусеницей), свитер (шерстью),
хлеб (мукой), шуба (мехом),
шкаф (доской), птица (птенцом, яйцом),
велосипед (железом, металлом), овца (ягненком),
козел (козленком), творог (молоком).
6.Развитие скорости мышления, сообразительности.
Активизация словаря
Перечисли все слова, противоположные по значению предложенным ниже (т.е. антонимы).
1) Слова, обозначающие действия (глаголы):
Таять (замерзать), пачкать (отмывать, очищать),
засыпать (просыпаться), чинить (ломать),
подниматься (опускаться), поджигать (тушить),
нырять (выныривать), вытаскивать (затолкать),
нагревать (охлаждать), разрезать (склеивать, соединять),
рисовать (стирать), приглашать (выгонять),
втолкнуть (вытолкнуть), обрадовать (огорчить),
приехать (уехать), закрыть (открыть),
уснуть (проснуться), завернуть (развернуть).
2) Слова, обозначающие качественные характеристики (имена прилагательные):
Веселый (грустный), трудолюбивый (ленивый),
быстрый (медленный), тяжелый (легкий),
красивый (безобразный), трусливый (храбрый),
пустой (полный), белый (черный),
худой (толстый), твердый (мягкий),
умный (глупый), шершавый (гладкий),
мокрый (сухой), темный (светлый),
широкий (узкий), добрый (злой).
3) Слова, обозначающие состояние объекта, явление природы, качества характера и т.д. (имена существительные):
Трус (храбрец), радость (грусть),
начало (конец), болезнь (здоровье),
война (мир), свет (тьма),
ссора (примирение), аккуратность (неряшливость),
зима (лето), холод (тепло),
тяжесть (легкость), недостаток (достоинство),
чернота (белизна), зной (прохлада),
смех (плач), шум (тишина),
крик (шепот), глубина (мель),
острота (тупость), щедрость (жадность),
жизнь (смерть), работяга (лентяй),
счастье (несчастье, горе). утро (вечер),
доброта (злость), женщина (мужчина),
молодость (старость), интерес (скука),
дождь (снег), мороз (жара).
7. Развитие образного мышления, понимание скрытого смысла
Объясни, что это означает.
А. Образные выражения
1. Мальчик, как медведь. 14. Человек, как с цепи сорвался.
2. Учитель, как грозовая туча. 15. Мальчик, как с Луны упал.
3. Девушка, как лебедь. 16.«Лес, точно терм расписной…»
4. Человек, как стена. 17. Человек – просто золото!
5. Машина, как игрушка. 18. Собачий холод!
6. Трава, как ковер. 19. Как с гуся вода!
7. Деревья, как богатыри. 20. Весна на носу!
8. Воздух, как стеклянный. 21. Ведет себя, как клоун!
9. Лед, как камень. 22. Львиная доля.
10. Ноги, как ватные. 23. Как белка в колесе!
11. Человек, как облако. 24. Медвежья услуга.
12. Девочка, как солнышко. 25. Повесить нос.
13. Голова, как чугунная. 26. Наломать дров.
Б. Пословицы и поговорки.
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Красна птица пером, а человек – делом.
3. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
4. Не в свои сани не садись.
5. Готовь сани летом, а телегу – зимой.
6. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
7.Ученье-свет, а неученье – тьма.
8. Лучшая вещь – новая, лучший друг – старый.
9. Семеро одного не ждут.
10. Старый друг лучше новых двух.
11. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
12. Волков бояться – в лес не ходить.
13. Ум хорошо, а два лучше.
14. Поспешишь – людей насмешишь.
15. На вкус, да на цвет – товарищей нет.
16. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
8. Развитие творческого мышления, оперирование свойствами предметов.
Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 заданных признака,в том числе и употребляемые в переносном смысле. Например: яркий, желтый – свет, солнце, лампа. Сладкий, легкий – жизнь, запах, победа.
Пушистый, зеленый –
Сильный добрый –
Черствый, черный –
Прозрачный, голубой –
Звонкий, громкий –
Сладкий, легкий –
Белый, мягкий –
Легкий, блестящий –
9. Развитие мышления методом фокальных объектов.
Предполагает концентрацию внимания на объекте, который нужно изучить или усовершенствовать, возможно в новых проявлениях. Например, слово «река». Фокусируем его через хорошо знакомые объекты, например, «молоток». Признаки молотка: железный, большой, тяжелый легкий, изящный. Соединяем. «Железная река» – расплавленная сталь, «большая река» - перечисли все большие реки, «тяжелая река» - для туристов, сплавляющихся по реке и т.д.
Фокусируем объекты:
Зверь, рыба, птица, бабочка, озеро, море, лес, поле.
Слова для фокальной группировки: стакан, тарелка, сок, цветок, самолет, снег и т.д.
10. Учимся делать логические выводы.
Внимательно послушай задачу и постарайся представить ситуацию.
- Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший и самый младший?
- Сережа выше Наташи, а Наташа выше Оли. Кто самый высокий и самый низкий?
- Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый и самый худой?
- Оля читает лучше Маши, но хуже Лены. Кто читает лучше всех и хуже всех?
- Света считает лучше Лены и Вики, а Наташа считает лучше Вики. Лена считает лучше Наташи. Назови, кто из девочек считает лучше всех и хуже всех?
11. Учимся обозначать существенные признаки предмета.
Играть можно всем классом или индивидуально. В течение одной минуты рассказать о предложенном объекте так, чтобы все поняли, что имеется в виду. Лучше брать объекты искусственного происхождения и профессии. Правило описания:
- К какому классу, роду, виду принадлежит объект.
- Отличительные признаки объекта.
Слова: сапожник, кастрюля, автобус, елка, снеговик, тарелка, шапка, книга, помидор, машина и т.д.
12. Учимся оценивать событие с разных сторон.
Каждое событие можно оценить с двух позиций: с хорошей и с плохой. Постарайся найти что-то хорошее и что-то плохое в следующих.
- Вылет самолета задерживается на 2 часа.
- Твой костюм облили супом.
- Учитель поставил двойку.
- Дома случайно выбросили твою игрушку.
- Повысились цены на обеды.
- Родителей вызывают к директору.
- На дом задали трудное задание по математике.
- В воскресенье с утра идет проливной дождь. Поездка в лес отменяется.
- Тебе подарили огромный торт на день рождения.
- С тобой не хочет мириться лучший друг.
- Тебя заставляют поработать на даче, убрать в своей комнате.
раскрыть » / « свернуть