Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Современная окружающая среда требует не только высокой активности человека, но и его умения нестандартно мыслить. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляют одну из главных задач системы образования. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом, художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью.
В школе выделяются часы для организации работы с одарёнными и высоко мотивированными детьми. Эти занятия имеют большое воспитательное и обучающее значение.
Основной целью таких занятий является предоставление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу поисковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в интеллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.
Какие же принципы обучения лежат в основе организации стимулирующих занятий.
- принцип развивающего и воспитывающего обучения,
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
- принцип учета возрастных возможностей обучающихся.
Развить творческие способности — значит создать условия понимания учащимися необходимости и возможности получения новых знаний, умения ставить учебную задачу, искать способ действия и пути ее решения.
Главная задача учителя — организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ученик чувствовал себя первооткрывателем, исследователем, аналитиком, чтобы имеющиеся у него задатки были как можно полнее раскрыты. Детям присуща потребность в умственных впечатлениях и умственных усилиях.
Младший школьный возраст — это благоприятный период для умственного развития детей, усвоения ими научных знаний, способов учебной деятельности, проявления познавательной активности в учении.
Учителю, организующему работу с одарёнными детьми, следует формировать у детей убеждение в том, что напряженная умственная работа в случае победы может доставить много радости.
При организации стимулирующих занятий необходимо:
- предусматривать развитие продуктивного мышления, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
- прививать им стремление к приобретению знаний.
- предусматривать наличие и использование источников.
- поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе.
- способствовать развитию их сознания и самосознания.
Какие же наиболее важные способности подлежат развитию у одаренных детей вы сможете узнать из памятки
Памятка
1. Познавательные способности
Владение большим объемом информации.
Богатый словарный запас.
Перенос усвоенного на новый материал.
Установление причинно- следственных связей.
Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
Умение делать выводы.
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
Участие в решении сложных проблем.
Организация информации.
Умение улавливать сложные идеи.
Умение замечать тонкие различия.
Чувствительность к противоречиям.
Использование альтернативных путей поиска информации.
Анализ ситуаций.
Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Умение предвидеть последствия.
Умение рассуждать.
Построение гипотез.
Применение идей на практике.
Способность к преобразованиям.
Критичность в мышлении.
Высокая любознательность.
2.Творческие способности
Способность рисковать.
Дивергентное мышление.
Гибкость в мышлении и действиях.
Быстрота мышления.
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
Богатое воображение.
Восприятие неоднозначных вещей.
Высокие эстетические ценности.
Развитая интуиция.
3. Развитие эмоциональной сферы
Уважение к другим.
Эмпатическое отношение к людям.
Терпимость к особенностям других людей.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Готовность делиться вещами и идеями.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Соревновательность.
Чувство юмора.
Чуткость к анализу нравственных проблем.
Уверенность в своих силах и способностях.
Внутренняя мотивация.
Организуя стимулирующие занятия с одарёнными и высокомотивированными детьми, учитель должен учитывать следующее:
- глобальный характер изучаемых тем и проблем;
- насыщенность содержания;
- направленность на развитие критического мышления.
- развитие личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения.
- знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
- поощрение глубокой проработки выбранной темы;
- осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями;
- развивать мыслительную гибкость в отношении используемых материалов;
- более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
- предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
- поощрение творческого и продуктивного мышления;
- воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
- создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
- использовать в учебно-воспитательном процессе активные и интерактивные методы развития детских способностей.
- использовать наиболее эффективные методы и приёмы, позволяющие реализовать поставленные цели и задачи.
Какие методы можно отнести к наиболее эффективным?
Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения. Методы формирования познавательного интереса.
Мотивации в обучении. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Приемы:
- занимательные примеры, парадоксальные факты, рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов.
- Создание ситуации новизны, актуальности.
- Занимательные аналогии.
- Прием удивления, например, парадокс, вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.
- Создания ситуаций успеха.
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание.
Несомненно, ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.
В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие занятия.
Но какова структура этого занятия?
Обратите внимание на карточки, лежащие у вас на столе. Я предлагаю вам один из возможных вариантов структуры стимулирующего занятия.
Структура занятия:
- Организационно – мотивационный этап.
- Интеллектуальная разминка.
- Основная часть. Расширение и углубление знаний и умений по теме.
- Контрольно – оценочный этап.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
При необходимости такие этапы урока, как подведение итогов и рефлексия, могут меняться местами.
При необходимости и при желании ученик получает карточку с заданием для самостоятельной работы дома по возникшим затруднениям.
раскрыть » / « свернуть